Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Семирадский  Генрих  Ипполитович  (1843-1902)

Фрина на празднике Посейдона в Элевсине

Фрина на празднике Посейдона в Элевсине - Г. И. Семирадский, 109 kb

1889. Холст, масло. 390 х 763,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 109 kb   1024 x 768, 137 kb

    «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени …» - c таким подъемом начинал в конце 1886 года Генрих Семирадский новую картину «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине».

    Через века до нас дошла легенда о прекрасной героине этого произведения. По свидетельству греческого писателя Афинея Навкратийского, в IV веке до н. э. в древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина (греч. - «белокожая»), своей красотой напоминающая богиню. Скульптор Пракситель - ее возлюбленный - изваял с нее Афродиту Книдскую (по названию древнего города Книда, где изваяние было поставлено в храме Афродиты), а живописец Апеллес написал Афродиту Анадиомену (лат. - «выходящая из воды»).

    Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты - Афродите. В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской. Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».

    Художника, однако, не интересовали гражданские страсти и психологические характеристики участников тех давних событий. Он стремился воплотить в красках образ идеальной красоты. Подобно Пигмалиону, он влюбился в свою Галатею - Фрину, оставив все назидательные сравнения за рамой огромного полотна.

    Сцена, запечатленная Семирадским, разворачивается на фоне напоенной солнцем южной природы. Пейзаж в картине - один из лучших в творчестве художника. Работая над ним, он специально ездил в Грецию, в древний Элевсин, где много веков назад устраивались знаменитые мистерии. Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.

    Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного. Образ Фрины - один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.

Публикация.

Литература.

Генрих Семирадский

Николай Рерих

Д.-Г. Росетти.
Корреджо.
 
Дж. Романо.
 
Ж.-О. Д. Энгр.
Корреджо.
Г. Семирадский.
В.Д. Поленов.

В начало