Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

Тропинин  Василий  Андреевич   (1776-1857)

Кружевница

Кружевница - В.А. Тропинин, 72kb

1823. Холст, масло. 74,7 x 59,3. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 72kb   1024 x 768, 100kb

Кружевница - Деталь: Головка    Особое место в истории русского искусства занимают женские портреты Тропинина. Ему, как никому другому ни до, ни после него, удалось выразить новое отношение к женщине не только как к изящному украшению, но и как к матери, жене, хозяйке, подруге.

    Василий Андреевич Тропинин был крепостным художником графа Моркова и только в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную и в том же году выставил в Академии художеств свою «Кружевницу», которая была тепло встречена публикой и сразу завоевала популярность. Он изобразил ее с большой душевной теплотой, стараясь попасть в тон карамзинской «Бедной Лизе».

Кружевница - Деталь: Коклюшки    Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее, чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. В набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой. А в картине главным является другое - желание показать, что и простая девушка может быт прекрасна и внешне и душой. Так же в свое время воскликнул Карамзин: «И простая девушка любить умеет!» - и для всех это явилось открытием.

    В журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение тропининским пониманием образа крестьянки и современник его П. Свиньин отмечал: «...и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

Публикация.

Литература.

В.А. Тропинин Женский портрет

Голова девочки

Ф.-К. Винтерхальтер.

Леонардо да Винчи.

Портрет Моны Лизы, Джоконда

Пармиджанино.
Д.-Г. Россетти.
Рембрандт.
М.А. Врубель.
К.П. Брюллов.
В.А. Тропинин.
С.Н. Рерих.
И.С. Горюшкин-Сорокопудов.
В.И. Суриков.
В начало