Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

Микеланджело  Буонарроти  (1475-1564)

Сотворение Адама

Сотворение Адама - Микеланджело, 73kb

1508-1512. Фрагмент фрески потолка. Сикстинская капелла, Ватикан

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 73kb   1024 x 768, 110kb

    Одной из важнейших особенностей классического Возрождения стала грандиозная масштабность в отображении реального мира. Масштабность проявилась не только в грандиозном размахе замыслов, монументальном облике их созданий, но прежде всего во «внутреннем» масштабе - в содержательности и художественном обобщении образов. Ощущение всемогущества человеческой личности, где человек становится равным Богу и идея великого в человеке становится на первое место, - как нельзя лучше воплощено в классических формах итальянского Ренессанса.

    Живопись Сикстинской капеллы стала исходной точкой в новом направлении искусства, в ней выразился весь характер эпохи Возрождения. В эти линии и формы росписей капеллы Микеланджело вложил мощное содержание.

Очам моим открылась благодать,
Когда они узрели огнь нетленный
И лик божественный и вдохновенный
Того, с Кем горд в родстве я состоять.

Не будь мы Господу душой под стать,
Погрязли бы в никчемности презренной,
А нас пленяет красота Вселенной,
И тщимся тайну вечности познать.

Сотворение Адама - Деталь: Одухотворение    Эти стихотворные строки, написанные самим Микеланджело, как нельзя лучше отражают строй его мыслей при создании сюжета «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы. Здесь первый человек и его Создатель выступают на равных.

    Нагому, простертому на вершине горы, прекрасном созданию Бога-Творца не достает еще дыхания жизни. Но вот, несомый облаками, спускается с небесных высот Создатель. Лик Его прекрасен, самое движение легко и свободно. Сотворение Адама - Деталь: ТворецПри одном Его приближении тело уже начинает оживать. Первый человек пробуждается, еще неясно сознавая свое существование, он невольно всем телом тянется к Богу. Светлый и сильный взор Творца встречает взгляд человека, ждущего и жаждущего, и от вытянутого пальца его правой руки пробегает к Адаму божественная искра. Микеланджело не показывает нам сотворение человека, он передает момент, в который тот получает душу, свое страстное искание божественного. Под левой рукой Бога, в сонме ангелов остается Ева, еще не созданная во плоти.

    Образ греховного Адама Средневековья уступил место иному, героическому началу, поистине титаническому характеру, словно рожденному для подвигов и познания, невинному и могучему одновременно. Впервые с такой ясностью звучит мысль о самодостаточности и всесилии человека. «Не даем мы тебе, о Сотворение Адама - Деталь: АдамАдам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты выбрал по собственному желанию, согласно твоей воле и решению», - так обращается Творец к Адаму в трактате Пико делла Мирандолы; «Если с помощью морали страсти будут напряжены до разумных пределов, если с помощью диалектики мы будем развивать разум, то, возбужденные пылом Муз, мы будем упиваться небесной гармонией... И тогда, подобно окружающим нас пылким серафимам, мы, полные божеством, станем тем, кто нас создал».

Публикация.

Литература.

Стихотворения Микеланджело

Микеланджело Буонарроти
Библейские сюжеты
Сикстинская капелла
И.К. Айвазовский.
Микеланджело.
* * *
М.А. Врубель.
Н.К. Рерих.
В.М. Васнецов.
М.В. Нестеров.

В начало